Королева готического романа Анна Радклиф
Анна Радклиф родилась 9 июля 1764 года в Лондоне. Она была единственным ребенком в семье галантерейщика Уильяма Уорда и его жены Анны Уотс.
Анна Радклиф родилась 9 июля 1764 года в Лондоне. Она была единственным ребенком в семье галантерейщика Уильяма Уорда и его жены Анны Уотс. Анна получила домашнее образование, много читала. В 1772 году Уильям Уорд переехал с женой и дочерью в Бат, где стал управляющим и совладельцем магазина фарфора на паях с Веджвудом. В местном высшем обществе Анна получила возможность общаться с литературными знаменитостями того времени, такими как Эстер Трейл и Элизабет Монтегю.
Анна Радклиф (1764-1823)В 1787 году она вышла замуж за выпускника Оксфорда Уильяма Радклифа, впоследствии владельца и главного редактора газеты «English Chronicle». Несмотря на отсутствие детей, их брак можно назвать счастливым. Анна Радклиф в предисловии к «Путешествию по Голландии и вдоль западных границ Германии» (1795) говорит о муже, как о «самом близком человеке и друге».
Сразу после замужества Анна, чтобы занять часы досуга, начинает писать. При поддержке мужа она анонимно публикует свои первые два романа, которые не пользовались успехом у публики. В романе «Замки Атлин и Данбэйн» (The Castles of Athlin and Dunbayne, 1789) рассказывалась история противоборства двух шотландских кланов и именно в нем Радклиф впервые использовала прием, который будет позднее развивать во всех своих произведениях — яркое, колоритное и образное описание пейзажа. Во второй книге Анны, «Сицилийском романе» (A Sicilian Romance, 1790), молодая девушка, Юлия, вынуждена противостоять вступлению в брак, наперекор воле своего отца, маркиза Мазини. В этом романе прозвучала тема, повторяющаяся и в других произведениях Радклиф: благородная героиня, борющаяся против трагических обстоятельств, лишенная свободы и права выбора.
Но ни один из этих романов не захватил воображения читателей так, как третий роман Радклиф — «Роман в лесу» (The Romance of the Forest, 1791), ставший настоящей сенсацией своего времени. В описании ландшафта появилась поэтическая глубина, которой не хватало ранним работам Анны. Готический замок практически берет на себя роль центрального персонажа. Ландшафт у А. Радклиф не просто фон для ее романов, она использует описания природы как художественный прием, призванный отразить внутренний мир героев.
Читать Анну Радклифф сейчас совершенно невозможно, не учитывая при этом контекст эпохи, в котором она творила. Ей не случайно присвоили титул «королевы готического романа» — не потому что она стала основателем этого жанра литературы, а потому что она первая посвятила ему всё своё творчество, и из романа в роман продолжала и развивала свою творческую позицию. В «Романе в лесу» на первом месте стоят чувства и переживания героев, причём в основном любовные, хотя и помещённые в готический антураж. Поэтому абсолютно не удивительно, что Радклифф оказала влияние не только на авторов готических романов, но и авторов романов женских, в первую очередь на Джейн Остин.
Самый читаемый роман А. Радклиф «Удольфские тайны»Следующий роман Анны «Удольфские тайны» (The Mysteries of Udolpho, 1794) до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра готического романа. Ставший классическим сюжет о беспомощной героине, попавшей в сети чудовищных интриг и втянутой в ужасные приключения в готическом замке с пугающими тайнами, породил целую волну подражателей и последователей. Если от сентименталистской традиции Радклиф заимствует своих невинных и добродетельных героинь, то собственно готическому роману, кроме общей мрачной и таинственной атмосферы, принадлежат ее злодеи, зло которых производит поистине вселенское впечатление.
Последний изданный при жизни Анны Радклиф роман «Итальянец» (The Italian, 1797) закрепил за ней громкий титул «Королевы готического романа».
В разгар своей славы, в возрасте 34 лет Анна Радклиф покидает свет и прекращает литературную деятельность, ее последний роман «Гастон де Блондевиль» (Gaston de Blondeville, 1802) увидел свет уже после смерти писательницы в 1826 году.
Жизнь Анны Радклиф, после того, как она оставила свет, была окружена различными тайнами и легендами. Одна из таких легенд гласит, что, выдумывая новые сюжеты и страшные детали своих произведений, Анна сошла с ума и после этого умерла. На самом деле, Радклиф скончалась в 1823 году от пневмонии. Похоронена она в Церкви Сент-Джорджес в Лондоне.
Слава Анны Радклиф на рубеже XVIII — XIX веков, гремевшая по всей Европе, оказалась краткой и не надолго пережила саму писательницу. Но роль, которую лучшие ее создания сыграли в истории культуры, была весьма плодотворной: мрачные подземелья, средневековые замки, заброшенные могилы, призраки и духи, ночная гроза одновременно восхищают и пугают читателей вот уже на протяжении почти трех столетий. Протест Радклиф против чрезмерной рассудочности и нормативности классической эстетики расчистил почву для романтического искусства, а предпринятый ею пересмотр просветительской концепции романа ознаменовал возникновение новой и, как показало время, исключительно продуктивной отрасли беллетристики, известной под названием литературы тайны и ужаса.
Источники: Анна Радклиф (Ann Radcliffe): Текст [электронный ресурс] // Лаборатория Фантастики: сайт, 2005-2022. — Режим доступа: https://fantlab.ru/autor6969. — (дата обращения: 8.07.22);
Петров, Георгий Королева готического романа и её третий роман (Анна Рэдклифф. Роман в лесу): Текст [электронный ресурс] / Георгий Петров // Лаборатория Фантастики, 2019. — Режим доступа: https://fantlab.ru/blogarticle60799. — (дата обращения: 8.07.22)
Последние новости
Кровь на вес золота: Московский областной центр крови объявил о нехватке
Ситуация с донорством крови требует срочных мер в Подмосковье.
Рост заболеваемости микоплазменной пневмонией в ЯНАО
Количество заболевших увеличилось в восемь раз за год.
ФАС России провела анализ договоров операторов Московской области
Регулятор выявил особенности типовых договоров в регионе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку