Цифровые технологии в медобразовании фильтруют двоечников
Искусственный интеллект, электронные рецепты и медкарты, телемедицина и умные гаджеты для удаленного мониторинга – цифровые технологии уже сейчас облегчают работу врачей, экономят их время и улучшают качество диагностики.
Искусственный интеллект, электронные рецепты и медкарты, телемедицина и умные гаджеты для удаленного мониторинга – цифровые технологии уже сейчас облегчают работу врачей, экономят их время и улучшают качество диагностики. А как используют цифровые технологии для обучения студентов медвузов? Об этом 5 апреля на круглом столе в Сеченовском университете рассказали деканы педиатрических факультетов ведущих российских медицинских вузов.
Самообучающаяся система
Круглый стол, посвященный проблемам и перспективам цифровизации при подготовке врача-педиатра, открыла доцент кафедры педиатрии и детской ревматологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Сеченовского Университета Минздрава РФ Евгения Чистякова. Она представила коллегам инновационную разработку университета – онлайн-платформу с искусственным интеллектом «Виртуальный пациент». Речь идет об образовательном модуле, который поможет студентам изучать педиатрию и детскую хирургию и контролировать полученные знания и навыки. А в перспективе «Виртуальный пациент» может стать подспорьем и для уже практикующих педиатров. На основе анализа больших массивов данных самообучающаяся система поможет в диагностике и лечении заболеваний.
Разрабатывать «Виртуального пациента» начали полтора года назад, рассказала Евгения Чистякова. Изначально идея была создать удобную справочную систему для студентов. Платформу для «Виртуального пациента» разработала компания «НитросДэйта Рус», а материал для нее, основанный на современных клинических рекомендациях, протоколах лечения и реальных историях болезней, заложили эксперты рабочей группы университета. На сегодня в программу загрузили 575 показателей здорового организма детей разного возраста и пола. «Виртуальный пациент» будет сравнивать «норму» с болезненными симптомами, анализировать данные и на основе 248 тысяч комбинаций ставить диагноз и предлагать лечение.
По словам Евгении Чистяковой, уже в ближайшее время студенты будут использовать «Виртуального пациента» не только для обучения, но и для контроля полученных знаний. Для программы уже разработали 800 тестов по различным системам организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и другим. Однако эта онлайн-платформа будет полезна не только для студентов, но и для ординаторов, аспирантов и врачей, повышающих квалификацию, уверена специалист. Они смогут отработать алгоритмы действий в условиях, максимально приближенных к реальной действительности.
Спикер также отметила, что «Виртуальный пациент» очень удобен и прост в использовании. Это подтвердило проведенное анкетирование студентов и преподавателей, которые высоко оценили программу. Правда, были и замечания.
«Изначально мы не разработали приложение «Виртуального пациента» для смартфонов, – пояснила Евгения Чистякова. – Наши студенты обратили на это внимание – сказали, что невозможно пройти анкетирование на телефоне».
Сейчас это упущение уже исправлено, добавила специалист. Программу можно установить и на компьютере, и на мобильном устройстве.
Зачем студентам симуляторы
С докладом о роли цифровых технологий в симуляционном образовании педиатров выступила заместитель руководителя Аккредитационно-симуляционного центра Института электронного медицинского образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Александра Белобородова. Она рассказала об использовании при подготовке студентов специальных тренажеров, которые с помощью цифровых технологий дают обратную связь. Самый распространенный из них – симулятор для обучения сердечно-легочной реанимации.
«При проведении такой реанимации мы можем визуально оценить правильное положение рук или частоту компрессии, – объяснила спикер, – но без обратной связи, которую дает симулятор, невозможно, например, определить глубину компрессии или объем вдыхаемого воздуха, который получил пациент».
Между тем эти параметры принципиальны для качественного оказания сердечно-легочной реанимации, подчеркнула эксперт. Симулятор позволяет не просто отработать этот навык, но и сделать его идеально качественным.
Еще одно преимущество тренажеров с цифровыми технологиями – они дают возможность студентам совершенствовать навыки без участия преподавателя, добавила Александра Белобородова. Например, такой важный навык как внутривенное введение лекарств учащиеся могут отрабатывать не только на практических занятиях, но и самостоятельно.
Заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней Сеченовского Университета Светлана Эрдес рассказала о тренажере для обследования дыхательной системы, который помогает студентам отрабатывать навыки физикального осмотра. Еще один полезный симулятор – манекен, позволяющий изучить все варианты нормы и широкий спектр патологий при обследовании сердечно-сосудистой системы.
В Сеченовском Университете обучают и работе в медицинских информационных системах, в том числе ЕМИАС. По словам Светланы Эрдес, студенты учатся заполнять учетные формы, составлять графики вакцинации и догоняющей вакцинации и овладевают этими навыками в полной мере.
Двоечники не побеждают
Цифровые технологии сегодня эффективно применяют и для проверки практических навыков. Например, при проведении ОСКЭ – объективного структурированного клинического экзамена, а также соревнований студенческих команд. Так, например, уже на следующей неделе в симуляционном центре Сеченовского университета планируют провести конкурс «Proнавык», проанонсировала Евгения Чистякова. Это увлекательная командная игра, где студенты продемонстрируют освоенные навыки и смогут проявить командный дух. По результатам конкурса определят призеров и победителей, которые получат определенные привилегии.
«Как показал опыт проведения конкурса «Proнавык» в прошлом году, двоечники в нем не побеждают, – заверила Евгения Чистякова. – Поэтому такие мероприятия – это еще и мощный стимулирующий фактор. Они актуальны именно в плане практикоориентированности наших студентов и приближения их к реальной действительности».
Пресс-служба Сеченовского университетаПоследние новости
Бесплатный прием детских офтальмологов в Щёлково
Проект КПРФ помогает детям с ограниченными возможностями здоровья.
Новый премьер-министр Грузии: Ираклий Кобахидзе назначен на пост
Парламент Грузии единогласно поддержал кандидатуру Кобахидзе, который нацелен на евроинтеграцию страны.
Эксперт из Коломны на конференции в Екатеринбурге
Генеральный директор Агрофирмы Партнер поделится опытом на научно-практической конференции.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований