Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?
Франчайзинг как инструмент для расширения бизнеса действует на российском рынке уже более 30 лет. В 1992 году в столичной гостинице "Россия" было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим создать свой стартап, стоит вопрос: следует ли работать с франшизой или же начинать самостоятельно? Если вариант франшизы кажется более перспективным, возникает вопрос: какую франшизу выбрать?
Франчайзинг: прошлое, настоящее, будущее
В прошлом слово «franchise» означало предоставление определенных преференций для осуществления бизнеса, таких как проведение ярмарок, виноделие, охота и другие виды деятельности. В Средневековье права на ведение таких дел принадлежали французским королям, которые предоставляли лицензии соответствующим просителям. Современный франчайзинг возник как предоставление пивоварами Германии лицензий на продажу пива и использование названия пивоварни в названии таверн (середина XIX века).
Вторая мировая война и рост экономики послевоенных лет в США и Европе стали началом новой истории франчайзинга. Автором франшизы McDonald's стал Рэй Крок, создатель не столько сети фастфуда, сколько концепции продажи «формата бизнеса». Франшиза McDonald's является одной из самых популярных и дорогих в сфере фастфуда и до сих пор остается актуальной. Впоследствии идея была распространена на все отрасли бизнеса.
В 60-70-х годах франчайзинг столкнулся с болезнью роста: хаотичные продажи франшиз привели к нескольким скандалам и банкротствам неудачных франчайзи. Франчайзинг был частично дискредитирован, но создание международных и национальных ассоциаций франчайзинга компенсировало этот негативный эффект. На сегодняшний день франчайзинг является зрелой и распространенной бизнес-технологией, которая регламентируется международными и национальными ассоциациями франчайзинга.
Структура франчайзинга
Франчайзинг – это передача лицензии на использование имени компании и технологий бизнеса за вознаграждение. Франчайзер является правообладателем, а франчайзи – правоприобретателем.
Заключение договора франчайзинга необходимо проводить в письменном виде и его регистрация в Роспатенте является обязательной. В противном случае соглашение считается недействительным (статья 1028 ГК РФ, пункт 5.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 299 от 16 июня 2004 года).
Виды франчайзинга по характеру деятельности
1. Товарный (торговый) франчайзинг – это передача франшизы на право продажи определенного товара. Он наиболее распространен в розничной торговле. Франчайзи должен использовать название торговой точки производителя и продавать только его продукцию. За 90% продаж в торговых центрах по всему миру отвечают франшизы таких крупных брендов, как Zara, H&M, Baldinini и другие.
2. Производственный франчайзинг – это передача прав на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркими примерами производственного франчайзинга являются The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.
3. Деловой франчайзинг – это передача прав на открытие бизнеса в структуре франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, получает поддержку в обучении сотрудников и т.д. Такой вид наиболее распространен в услугах, общественном питании, гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, "ИНВИТРО".
Виды франшиз
1. Прямая франшиза – это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Она удобна для региональных или национальных франчайзеров. Если же речь идет о транснациональном франчайзинге, то франчайзер предпочитает предложить мастер-франшизу, если обсуждается первичное предложение на новом национальном рынке.
2. Мастер-франшиза – это передача всех эксклюзивных прав на выдачу франшиз от правообладателя к региональному франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.
Франчайзинг: плюсы и минусы
Выживаемость малого и среднего бизнеса в России оставляет желать лучшего из-за чрезмерного законодательного регулирования и стабильности популярных рынков товаров и услуг. Однако затраты на раскрутку своего стартапа могут быть сопоставимы с покупкой франшизы, но риски в таком случае намного ниже, особенно в условиях экономических кризисов и пандемии.
Согласно экспертам, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, тогда как соответствующий показатель среди франчайзи составляет от 14% до 15%. Таким образом, франчайзинговые проекты в сфере быстрого питания и услуг, такие как Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие, не только оставались стабильными, но и открывали новые предприятия.
Для участия в франчайзинге у франчайзи имеются свои плюсы и минусы, которые обсуждаются в таблице ниже:
Преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи
Преимущества для франчайзера:
- Быстрый вход на новые рынки с минимальными вложениями
- Экстенсивный рост бренда и узнаваемости
- Доходы от продажи франшизы и роялти
- Минимизация рисков (они ложатся на франчайзи)
Недостатки для франчайзера:
- Потребность в выделении франчайзинга в отдельное направление работы компании
- Потеря конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны
- Дополнительные затраты на обучение персонала франчайзи и контроль за исполнением условий франшизы
Преимущества для франчайзи:
- Защита от рисков начального этапа
- Оптимизация затрат на рекламу с помощью «раскрученного» бренда, рекламных кампаний франчайзера, фирменной упаковки и презентационных материалов
- Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и т.д.)
Недостатки для франчайзи:
- Ограничение свободы и инициативы бизнеса условиями франшизы
- Затраты на покупку франшизы
- Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера
Франчайзеры и франчайзи понимают, что перспективный бизнес - это тот, который предлагает уникальные услуги и продукты, но при этом может быть стандартизирован и унифицирован. Однако, развитие франчайзинга в области образовательных, дизайнерских, финансовых и юридических услуг может стать громоздким, поскольку для таких видов бизнеса предпочтительнее интенсивный путь развития.
Существуют популярные и выгодные франшизы, но говорить об абсолютно «лучших» нельзя. Список наиболее эффективных франшиз был опубликован Forbes в летом 2021 года. Эксперты опирались на несколько критериев, включая срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек и ROI. Методология составления рейтинга была скорректирована, учитывая условия пандемии - количество закрытых точек в 2020 году не рассматривалось.
В рейтинги вошли компании с франшизой, предполагающей инвестиции от 5 млн рублей. В топ-5 списка вошли «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa Johns и Fix Price. «IQ 007», «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА» и «Хеликс» стали лидерами списка компаний, франшиза которых предусматривает вложения от 1 млн до 5 млн рублей. В списке самых недорогих франшиз заняли первые позиции KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор» и Ozon Forbes.
Но нужно заметить, что выбор франшизы - это сложный и ответственный процесс. Важно проанализировать условия потенциального франчайзера, размер инвестиций, предполагаемый срок окупаемости. Рейтинги не гарантируют успеха в делах, не стоит всё мерить одной меркой. Российские франшизы могут не соответствовать мировым стандартам. Сотрудничество может расплываться до дилерства или продажи бизнес-идей.
Перед приобретением франшизы нужно подробно изучить множество ключевых моментов, взвесить все за и против, начиная от размера инвестиций и заканчивая своим представлением о будущем бизнесе. Магазины франшиз предоставляют помощь в подборе франшизы, проверке подлинности бренда, подготовку документов и аудит франшизы. Каталоги франшиз на специализированных интернет-ресурсах тоже могут помочь, хотя они могут также ориентироваться на рекламу товарного знака.
Нельзя гарантировать успех бизнеса, если не взвесить все возможные риски и плюсы при выборе франшизы. Хороший успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. После правильного выбора и всех рассчётов вложения окупятся даже в трудные времена локдаунов и кризисов.
Фото: freepik.com