Подходы и этапы маркетингового планирования

Подходы и этапы маркетингового планирования

В современных условиях, когда рынок находится в сложном состоянии и имеет высокую конкурентность, планирование маркетинговой деятельности компании не менее важно, чем производственный и финансовый планы. Маркетинговый план является ключевым инструментом для достижения целей бизнеса, и помогает приблизить желаемый результат. Если же план отсутствует, это приводит к хаотичным действиям, что неизбежно заканчивается неудачей, также как и приведет к неэффективному использованию ресурсов.

В идеале маркетинговый план должен включать комплексный анализ текущего состояния дел, формулировку целей бизнеса, пошаговое руководство будущих шагов, предполагаемый бюджет, потенциальные риски и запасной план действий. Однако не менее важно установить временные рамки и ответственных лиц по каждому пункту. Благодаря правильно разработанной стратегии, можно понять, как устроен и как работает бизнес, обозначить его сильные и слабые стороны, выявить потенциальные и реальные проблемы, спрогнозировать результаты и сократить риски.

Тем не менее, маркетинговый план не будет работать без определенной цели. Она должна быть конкретной и достижимой в определенный срок. Например, целым можно поставить увеличение среднего чека на 2000 рублей до сентября. Стоит также учитывать, что маркетинговый план может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от двух до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до семи лет).

Следует отметить, что даже при разработке стратегии на длительное время, необходимо предусмотреть возможность подстройки под новые обстоятельства, поскольку информация имеет свойство терять свою актуальность. Еще одним недостатком маркетингового плана является необходимость расходов на его разработку. Однако, несмотря на эти минусы, составление плана помогает более четко сформулировать цели компании, способствует повышению ее прибыли и конкурентоспособности.

Сможет помочь поиск информации в интернете или рекомендации знакомых. При выборе компании следует обращать внимание на ее профиль, портфолио и отзывы от клиентов.

Существует несколько видов маркетинговых планов, которые могут быть применены в различных сферах бизнеса. Один из наиболее простых видов планирования разработал Келли Одел. Его модель сочетает комплекс маркетинга 4P и разделение клиентов по методике 5W. Модель Келли Одела может быть представлена в виде таблицы из четырех строк и шести столбцов, которую можно использовать как инструмент наглядности для оценки текущей ситуации компании и определения путей ее развития.

Другой популярный вид маркетингового планирования — SOSTAC, разработанный маркетологом Полом Смитом. Модель SOSTAC включает шесть блоков: анализ текущей ситуации, постановка целей, стратегия достижения целей, тактики реализации стратегии, действия по реализации тактики и контроль выполнения действий.

Также существует модель «Лестница Ханта», созданная Беном Хантом. Она основана на привлечении клиентов различных категорий с помощью разных инструментов воздействия. Целевая аудитория разделяется на шесть ступеней: «Безразличие», «Осведомленность», «Сравнение», «Выбор», «Покупка» и «Лояльность».

Разработка маркетингового плана позволяет минимизировать ошибки и сократить издержки при ведении бизнеса. Важно разрабатывать МП совместно с руководством, финансистами и другими подразделениями компании. Для разработки маркетингового плана стоит обратиться за помощью в компанию с положительной репутацией, имеющую значительный опыт в данной сфере.

Как создать маркетинговый план?

Построение плана

Первым шагом при создании маркетингового плана необходимо определить его модель и структуру. Решите, на какие аспекты будет направлен анализ: на всю индустрию в целом или на ее отдельные сегменты, потенциальных или действующих конкурентов, точки сбыта, цены, портрет клиента и другие факторы.

Анализ ситуации

Следующим этапом является изучение ситуации. Обычно этот этап включает в себя анализ следующих составляющих:

  • Текущее положение компании ― SWOT-анализ состоящий из четырех направлений: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы.
  • Ситуация на рынке: есть ли спрос на продукты компании, каково отношение к бренду, как обстоят дела у конкурентов.
  • Конкуренты. Здесь необходим более детальный анализ деятельности конкурентов: какие продукты они предоставляют, что о них говорят люди, какова их репутация, положение на рынке, их плюсы и минусы.
  • Каналы привлечения клиентов: что используется сейчас, что использовалось в прошлом, что сработало, а что нет.
  • Риски: какие ситуации могут угрожать бизнесу и как их избежать.
  • Целевая аудитория: кто ваш потребитель, сколько ему лет, какие у него предпочтения, потребности и интересы, уровень дохода.

Ответа на вопрос, сколько стоит разработка маркетингового плана, не существует, поскольку стоимость может варьироваться в зависимости от особенностей компании.

Постановка целей

После анализа становится понятным, какие цели должна преследовать компания, а следовательно, и маркетинговый план. Необходимо определить, что в данный момент или в будущем необходимо бизнесу для привлечения покупателей, увеличения среднего чека, расширения ассортимента и представления нового продукта.

Цели должны быть понятны и лучше всего описываться в цифрах: сколько подписчиков должно быть привлечено, какой уровень доходов компании необходим, какую сумму необходимо сократить в расходах и другие.

Разработка стратегии

Затем необходимо выработать стратегию действий и сформулировать задачи. Важно, чтобы последние соответствовали целям развития бизнеса. Например, чтобы увеличить лояльность к бренду, можно пересмотреть логистику, чтобы покупатели получали заказы быстрее. Для увеличения количества заказов можно изменить график работы, чтобы оформлять покупки в выходные дни.

На этом этапе необходимо назначить ответственных, указать сроки исполнения задач, определить KPI, по которым будут оцениваться результаты, а также выделить бюджет.

Важно

Если бюджет на продвижение ограничен, можно попробовать скорректировать не расходы, а другие показатели, например, переключиться на рост конверсии или рассмотреть более экономичные инструменты маркетинга.

Планирование путей реализации

Вы должны представить, какие действия будут выполняться для достижения поставленных задач. Например, для привлечения аудитории можно провести конкурс в социальных сетях или отправить рекламную рассылку с информацией о новом продукте.

Анализ и корректировка

В зависимости от ситуации на рынке, маркетинговый план необходимо регулярно корректировать. Контроль полученных результатов поможет грамотно внести изменения в план и отследить развитие компании.

Например, пересмотр маркетингового плана может понадобиться, если аудитория изначально была женской, но постепенно среди клиентов оказалось много мужчин. Или на рынок появился сильный соперник с аналогичными предложениями.

Услуги компаний

Составление маркетингового плана требует знаний сферы маркетинга и опыта работы в данной области. Для избежания потерь при создании маркетингового плана можно обратиться к консультанту или компании, которые могут предложить широкий перечень услуг в области маркетинга ― от изучения спроса и создания концепции продукта до разработки цен и схем дистрибуции.

Оптимизация процесса маркетингового планирования – это важное условие для успешного развития любого бизнеса. В настоящее время, чтобы справиться с этой задачей, компании могут нанять штатного маркетолога или заключить сделку с внешним консультантом. Однако, не всегда у компании есть достаточно квалифицированных сотрудников. В этом случае, можно обратиться к организациям, которые смогут предложить готовый маркетинговый план «под ключ», с ориентацией на опыт, профессионализм и репутацию исполнителя.

Одной из таких компаний является «КСК ГРУПП», которая предоставляет высокий уровень сервиса и всегда работает на результат. Специалисты компании уже разработали более 5000 успешных маркетинговых стратегий для компаний российского бизнеса, и более 1000 клиентов пользуются их услугами постоянно. Квалифицированные специалисты, участвующие в разработке маркетинговых стратегий, могут предложить наиболее эффективные решения для конкретного бизнеса.

Один из примеров успешного сотрудничества с клиентом, производителем и дистрибьютором алкоголя, стал кейсом для «КСК ГРУПП». Консультанты компании помогли руководству компании решить проблему доверия к данным в отчетах региональных дистрибьюторов, разработав новую маркетинговую стратегию, нацеленную на увеличение прибыли. В результате, за шесть месяцев компания увеличила свою прибыль на 20%.

Специалисты «КСК ГРУПП» строят работу с клиентами по следующей схеме: после обращения клиента специалисты проводят анализ проблемы и затем обсуждают будущий проект на встрече с клиентом или его представителем. После подписания договора начинается реализация проекта и поиск наиболее эффективных решений.

Важно отметить, что «КСК ГРУПП» уже на протяжении 28 лет занимается комплексным консалтингом. В команде аудиторско-консалтинговой группы более 15 компаний-экспертов, работающих по единым стандартам и готовых решать любые задачи по развитию бизнеса. ИНН и ОГРН компаний «КСК» и «КСК АУДИТ» также указаны для уточнения информации.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *