Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция
Коммерческие IT-технологии продолжают стремительно развиваться, создавая потребность в специализированных технических решениях, мощных серверах и емких хранилищах для эффективного ведения бизнеса. Однако, самостоятельное создание таких систем может оказаться трудоемким, рискованным и затратным процессом. Именно поэтому услуги аренды дата-центра имеют широкую популярность. Арендаторы получают возможность использовать ячейки для хранения информации, предоставляемые провайдерами.
Хотя услуга аренды является удобной и популярной, она несет в себе ряд скрытых рисков. В частности, недостаточно надежное хранение информации может стать серьезной угрозой. В данной статье мы рассмотрим обязательные критерии выбора дата-центра для минимизации таких рисков и расскажем о современных трендах IT-аутсорсинга на рынке.
Как выбрать дата-центр для вашей компании?
При выборе дата-центра необходимо учитывать несколько ключевых факторов. Дата-центр - это высокотехнологичная инфраструктура, разработанная для обеспечения бесперебойной автоматизированной работы бизнес-процессов. Он представляет собой специально оборудованное пространство для серверного и сетевого оборудования. Использование дата-центра позволяет компаниям увеличить производительность и снизить информационные потери.
В первую очередь, при выборе дата-центра нужно определить, какие задачи должен решать ЦОД и как выглядит ваш бизнес. Например, если ваша компания зависит от быстрой и эффективной обработки больших объемов информации, то соответствующий ЦОД будет идеальным выбором.
Следующим важным фактором является пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть дата-центра. Это позволит разместить на серверах большое количество оборудования и управлять им легко и эффективно.
Также необходимо учитывать бесперебойность работы и уровень надежности дата-центра. ЦОД должен быть способен решать технические проблемы без остановки всей системы, что доказывает его надежность. Для оценки надежности дата-центры выпускаются по четырем уровням: от I до IV.
Расположение дата-центра также имеет значение. Необходимо учитывать законодательные требования конкретной страны в отношении хранения данных.
Кроме того, необходимо рассмотреть размер дата-центра, его профессионализм и опыт технического персонала. Также важно определить бизнес-модель дата-центра, а также пакет услуг, который он может предоставить.
Хранение и обработка большого количества информации требуют современных технических решений, емких дисковых хранилищ, мощных серверов и своевременной модернизации - важных финансовых затрат. Поэтому все чаще эти услуги заказывают на аутсорсинг, заключая договор аренды определенной территории дата-центра или сервера в дата-центре. В этом случае компании могут максимально сфокусироваться на экономии, при этом повышая эффективность.
Рынок услуг коммерческих дата-центров - анализ
Несмотря на отсутствие точной количественной информации о количестве действующих дата-центров в мире, можем сделать выводы о наиболее популярных локациях, благодаря онлайн-ресурсу datacentermap.com. Лидером по количеству дата-центров является США, на карте отображена информация о 1762 ЦОД, хотя фактических значений гораздо больше. Крупные очаги также сконцентрированы в Европе, таких как Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды.
США заметно опережает остальные государства по степени развития услуг коммерческих дата-центров. Более 37% клиентов ЦОД составляют компании из сферы информационных технологий, 23,9% - финансовый сектор и 19,7% - телеком-операторы. Среди других частых пользователей услуг также строительные компании и правительственные организации. Количество и мощности дата-центров в мире увеличиваются по мере внедрения IT в различные сферы экономики. Совокупная площадь всех центров данных в мире в 2013 году занимала 150 млн км², а в 2018 году этот показатель возрастет до 180 млн км². При этом эксперты прогнозируют плавный переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров со сто тысяч стоек.
В России спрос на услуги дата-центров заметно уступает европейским, но рынок продолжает демонстрировать прогресс, невзирая на кризисы и экономические санкции. Некоторые новые ЦОД открываются, параллельно увеличивается потребность клиентов в размещении своих серверов в дата-центре, возрастает компетентность провайдеров услуг. По данным iKS-Consulting, на отечественном рынке действует до 180 крупных и средних ЦОД и около 28 тыс. мелких. В число крупнейших дата-центров в России входят такие компании, как DataLine (почти 3 тыс. стоек), ММТС-9 (1,5 тыс.), Linxtelecom (1,2 тыс.), SafeData и "Селектел" (более 1 тыс.). В кризисный период временно были зафиксированы избыток предложения и приостановка введения новых мощностей, однако начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост.
Пока не наблюдается снижения рейтингов европейских ЦОД. Клиентов привлекает высокая скорость обмена информацией и лояльное к потребителю европейское законодательство, в противовес российской практике извлечения серверов в любой момент без решения суда. Как отмечают эксперты iKS-Consulting, растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет все больше подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Однако российским провайдерам услуг в ближайшее время едва ли удастся отобрать лидерство у западных коллег.
Сравнение лучших предложений при выборе дата-центра для размещения или аренды сервера должно основываться на анализе рынка и учете критериев. Для этого можно выбрать 3-4 компании и провести детальное сравнение по двум ключевым пунктам - техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.
Перечень технических и сервисных возможностей можно представить в виде таблицы, в которой указывается категория надежности TIER и uptime, перечень услуг, круглосуточная поддержка и доступ к оборудованию, регулярный мониторинг и обслуживание оборудования, наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет, системы резервирования, несколько площадок для диверсификации рисков хранения, возможность интеграции услуг с другими по IP-технологии, защита приложений и информации, соответствие помещения, охрана, видеонаблюдение, электронная безопасность, готовность принять нестандартное оборудование, профессионализм сотрудников.
Важно отметить, что сотрудники ЦОД должны иметь сертификаты по соответствующей тематике, т.к. человеческий фактор является одной из основных причин остановки работы дата-центра. После оценки каждого пункта в таблице можно принять окончательное решение.
Стоимость услуг дата-центров зависит от многих факторов, поэтому единой сетки ценообразования не существует. Цена выставляется в долларах, евро или рублях и может включать в себя техническую поддержку и прочие дополнительные услуги. Наиболее востребованными являются услуги Colocation и Dedicated server. При оценке стоимости аренды необходимо учитывать занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническую поддержку, объемы потребляемой энергии и др.
Хотя цены на дата-центры остаются на уровне, близком к докризисному, благодаря высокой конкуренции и большому количеству предложений, провайдеры фиксируют цены, увеличивая объемы оказанных услуг и идут на увеличение срока окупаемости проектов. Современный рынок ЦОД продолжает оставаться рынком покупателя.
SLA, или договор об уровне обслуживания, является неотъемлемой частью договора аренды.
То, что делает этот договор особенным, это то, что продавец должен предоставить услугу определенного качества. До подписания договора клиент должен ознакомиться с основными условиями, включая: предмет договора, стоимость аренды, сроки, время отклика технической поддержки, доступность (up-time), контактные данные сторон, дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты арендной платы.
В дополнение к общим положениям, договор должен содержать прописанные четко основные моменты:
- Качество услуг, например доступность сервисов в течение года. Перед подписанием договора нужно заранее уточнить, имеет ли провайдер право остановить работу дата-центра для проведения плановых работ. При выборе дата-центра с высоким значением tier (от III и выше), у провайдера такого права нет.
- Регламент предоставления технической и информационной поддержки, включая доступные способы связи, время ожидания ответа и график работы службы поддержки.
- Время отклика на неисправность.
- Порядок проведения технических работ.
- Ответственность провайдера за ненадлежащее предоставление услуг и порядок возмещения убытков.
Аутсорсинг имеет явное преимущество. Использование сторонних ресурсов помогает оптимизировать затраты на работу IT-службы, быстро развернуть требуемую мощность платформы, обеспечить высокий уровень сохранности информации и получить высококвалифицированную техническую поддержку круглосуточно. При этом клиенту нужно правильно выбрать дата-центр, ориентируясь на приведенные критерии и обязательные условия.
Фото: freepik.com